Гибель команды ввс 5 января 1950. Как погибла хоккейная команда ввс. Авиакатастрофа американской команды по боксу

7 января 1950 года при заходе на посадку в свердловском аэропорту Кольцово разбился самолет «Си-47», известный как «Дуглас», пассажирами которого были 11 хоккеистов ВВС МВО, их врач и массажист. Но только сейчас нам стала известна точная причина трагедии.

Лишь спустя 19 (!) лет автор этих строк, приложив немало настойчивости, убедил Главлит дать разрешение на публикацию самой первой в стране информации о трагедии в Кольцове. В результате на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей», тогда воскресного приложения к газете «Советский спорт», в номере от 26 января 1969 года появилась корреспонденция, в которой впервые сообщалось, что 7 января 1950 года разбилась команда ВВС, поименно назывались погибшие хоккеисты и сопровождавшие их врач и массажист. А вот экипаж погибшей машины не был представлен, в то время я еще не знал имен летчиков.

Молчание как норма жизни

Полное молчание в связи с авиакатастрофой под Свердловском не было случайным. На протяжении десятилетий цензурой запрещалось сообщать о землетрясениях в нашей стране или крушениях поездов, о разбившихся самолетах. Даже о Чернобыле (уже при Горбачеве) мы узнали позже, чем весь мир. А что говорить о 1950 годе? По радио, с киноэкранов, из книг звучало, что советская авиация — лучшая в мире, а тут погибает краснозвездный самолет (экипаж составляли военные летчики), правда, иностранного производства. К тому же катастрофа произошла спустя две с половиной недели после широко отмечавшегося 70-летия Сталина.

Позднее мне довелось о гибели самолета с командой ВВС на борту рассказать на страницах выпускавшегося прежде еженедельника «Спортивная Москва» и журнала «Спортивная жизнь России». Неоднократно к этой теме обращался «Советский спорт», ставший единственной газетой, которая в прошлом году вспомнила об утрате, постигшей отечественный хоккей, в день 50-летия гибели команды ВВС.

Публикации вызвали отклики. Однажды мне позвонила Евдокия Илларионовна Зотова, жена командира воздушного корабля. Она рассказала, что 38-летний майор Иван Зотов был участником двух войн — финской и Великой Отечественной, его наградили двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». Осталась у него дочь. Но главное, что мне сообщила вдова, — имена членов экипажа. Помимо Зотова это второй летчик В.Тараненко, штурман капитан А.Пономарев, борт-механик капитан М.Фомичев, радист лейтенант М.Демченко и механик старший сержант Д.Лукьянов. Потом эти имена обнародовал «Советский спорт», присовокупив их к печальному списку команды ВВС: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.

Отклики поступали разные. Та же Зотова считала, что в гибели самолета повинен в первую очередь сын вождя Василий Сталин, которого она назвала самодуром. Зная, что лететь из Казани на Урал (сначала был взят курс на Челябинск) нельзя по погодным условиям, он тем не менее дал команду на взлет, и ее муж как военный человек не мог ослушаться генерала.

Роковая инициатива Бочарникова

Все это так. Василий Сталин действительно разрешил продолжать полет, несмотря на непогоду, но он это сделал по настоятельной просьбе Бочарникова, который, едва «Дуглас» приземлился в Казани, побежал звонить Хозяину, как спортсмены ВВС называли командующего авиацией Московского военного округа. Зачем позвонил в Москву? Хоккеисты знали, что по метеоусловиям Урал закрыт, а потому им придется неизвестно сколько времени «ждать погоду». По-человечески нетрудно понять защитника Бочарникова, перед самым полетом назначенного генералом Сталиным играющим тренером. Хоккеистам не хотелось томиться в казанском аэропорту, они желали побыстрее прибыть к месту назначения. Тем более что по воздуху от Казани до Челябинска, как говорится, рукой подать. Никто никогда не узнает, зачем Бочарникову понадобилось добираться до Челябинска на самолете. Команда ВВС не опоздала бы на матч, воспользуйся она железной дорогой.

Зотова винила в гибели самолета и Всеволода Боброва, которого хоккеисты тщетно ждали перед отлетом из Москвы целых два часа. Мол, не будь этой задержки с вылетом, глядишь, прямиком бы пошли на Челябинск, небо над Уралом было еще чистым. Но история не терпит сослагательного наклонения…

К сожалению, до последнего времени не удавалось узнать точную причину гибели «Си-47». Жена командира разбившегося воздушного корабля считала, со слов сослуживцев мужа, что «Дуглас» рухнул из-за потери центровки. Зотов не смог выравнять самолет якобы на высоте 200 метров. Но почему? Что случилось у летчика из полка правительственной связи? Говорили, что, по всей вероятности, на борту началась паника, по какой-то причине пассажиры, видимо, бросились в хвост машины. Из-за этого могла произойти потеря центровки…

Заслуженный юрист России, полковник в отставке Андрей Сухомлинов, автор книги «Эдуард Стрельцов. Трагедия великого футболиста», недавно выпустил еще одну книгу — »Василий — сын вождя», немало поработав во всевозможных архивах, использовав не публиковавшиеся прежде документы и фотографии (по его просьбе мною написана одна из глав в этой книге). Благодаря помощи Сухомлинова теперь можно поставить точку в истории с гибелью хоккейной команды ВВС и тем самым завершить поиск, продолжавшийся более трех десятилетий, — причина катастрофы известна!

Смертельная халатность

Оказывается, расследование катастрофы под Свердловском проводилось сразу же после случившегося. Был составлен подробный акт, но его надежно упрятали (теперь он хранится в Центральном архиве Министерства обороны). А упрятали по причине секретности, которой, как я уже заметил, в стране окутывали сообщения о катастрофах, землетрясениях, стихийных бедствиях.

НОРП — неудовлетворительная организация руководства полетами — вот что 7 января 1950 года привело к гибели 19 человек, в том числе 11 хоккеистов, многие из которых по праву считались сильнейшими в стране.

Рядом с аэропортом Кольцово под Свердловском находится другой аэродром — Арамиль. Из-за халатности наземных служб в тот день приводные радиостанции на обоих аэродромах работали на одних и тех же частотах. Пономарев, штурман зотовского «Дугласа», попал на частоты радиостанций Арамиля, а самолет садился в Кольцове. Зотов направлял самолет по курсу и глиссаде, которые ему давал Арамиль, и шел по командам радиостанций этого аэропорта. В авиации это называется «золотая стрелка».

Ветераны ВВС СССР, самые знаменитые асы, пояснили нам с Сухомлиновым, что если четко выполняешь указания с Земли, то приземляешься как положено. Даже при нулевой видимости. Но если строишь маршрут для захода на посадку по частотам одной радиостанции, а садишься на другой аэродром, то произойдет катастрофа, как с самолетом Зотова: с 30 метров он рухнул на землю за пределами аэродрома, потеряв пространственную ориентировку.

Все это отражено в акте расследования. Никакой вины генерала Сталина в гибели команды ВВС нет.

Александр Тихонов: Родченков? Кто назначил человека, выпущенного из дурдома, на такую должность? Четырехкратный олимпийский чемпион прокомментировал информацию от экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. 11.06.2019 21:30 Биатлон Волохов Юрий

Где спрятан ключ к результатам Логинова, и в чем наши слабее Пидручного Юрий Цыбанев – о непознаваемом настоящем и непредсказуемом будущем российского биатлона. 25.03.2019 12:30 Биатлон Цыбанев Юрий

Туктамышева и Щербакова будут кататься ночью в казино. Анонс турниров уик-энда Сегодня в 11 часов вечера по московскому времени стартует серия Гран-при. Место для первого этапа выбрано оригинальней некуда – это Лас-Вегас! 18.10.2019 08:00 Фигурное катание Тигай Лев

Сергей Шахрай: Судьи не правы – Павлюченко и Ходыкин катались лучше китайцев Серебряный призер Олимпиады, чемпион мира и Европы Сергей Шахрай специально для «Советского спорта» подвел итоги короткой программы на первом этапе Гран-при по фигурному катанию в Лас-Вегасе. 19.10.2019 14:18 Фигурное катание Волохов Юрий

Эта катастрофа случилась в 1950-м году. 5 января при заходе на высадку в Свердловске (сейчас Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибло 13 человек (хоккеисты, доктор, массажист) из команды ВВС – Иван Новиков, Евгений Воронин, Василий Володин, Зденек Зигмунд, Юрий Тарасов, Гарри Мелупс, Роберт Шульманис, Юрий Жибуртович, Виктор Исаев, Александр Моисеев, Гальперин, Галкин, Борис Бочарников.

Погибли также 6 членов экипажа (командир майор Зотов). «Хозяином» разбившейся команды был командующий ВВС Столичного округа генерал-лейтенант, всевластный Василий Сталин. Василий страстно и деспотично обожал спорт. Он организовал команды «летчиков» фактически во всех игровых видах спорта и требовал от игроков лишь побед. Если б не это, доходящее до бреда, сталинское желание побеждать, команда не погибла бы, она поехала бы на выезд в Челябинск, как традиционно в те времена, поездом. Перед новейшей, толком не обкатанной, командой стояла сложнейшая задачка – стать фаворитом СССР, потому новейший играющий тренер, великолепный защитник тех времен Борис Бочарников желал потренироваться несколько излишних дней в Челябинске (а не трястись это время в поезде) и попросил у «шефа» самолет. Летать самолетом на соревнования в те годы было запрещено – слишком недешево, но кто мог запретить Василию Сталину, он самолет отдал. Самолет вылетел ранешным днем в нехорошую для полетов погоду, которая около Урала стала нелетной, диспетчер приказал лететь на Свердловск, да и тут оказалась нехорошая видимость да к тому же метель. Самолет 6 раз входил на высадку, но в итоге Ли-2 упал на землю.

Василий, опасаясь гнева отца, решил трагедию скрыть. Сталин с отпрыском был строг, и за гибель самолета из авиаполка особенного назначения, по головке бы точно не погладил. Фактически за день Василию удалось собрать новейшую команду, при этом, некие хоккеисты были с фамилиями погибших игроков. Игра свершилась! Великий вождь о данной катастрофе так никогда не вызнал. Газеты в комментариях об игре упоминали фамилии только трёх игроков, сохранившихся от старенького состава, которые по различным причинам не полетели тем злополучным рейсом – это Всеволод Бобров (он опоздал), Александр Виноградов (был дисквалифицирован за драку в прошлом туре), Виктор Шувалов (лишь что перебежал в ВВС из Челябинска и потому не желали травмировать челябинских болельщиков). Виктора Шувалова поначалу тоже посчитали погибшим. Как и до этого, вышел играться Жибуртович, но при всем этом не указывались его имя и инициалы, так как за ВВС сейчас играл брат погибшего, Павел. Заместо нападающего Александра Моисеева стал играться его однофамилец Анатолий Моисеев. В команду ВВС в течение суток возвратились, ранее из нее ушедшие, Эрик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и неких новичков. Совместно с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и выслали в Челябинск(Бобров выехал ранее) .

Игра была незабываемой. В Челябинске ходили слухи о катастрофе. Переполненные трибуны жарко болели не за владельцев поля, а за гостей – команду ВВС. Все соображали, что летчики играют не только лишь за себя, да и за погибших товарищей. Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС одолела со счетом 8:3.

Наш известный хоккеист Всеволод Бобров, за некоторое количество дней до катастрофы перешедший в команду ВВС, не умер чудом.Версии, что он загулял в ресторане либо, что самовольно поехал поездом, т.к. боялся летать, не соответствуют реальности. Боброва выручил его Ангел Хранитель. По другому не разъяснить, почему не захотел звонить надежный и проверенный будильник? Бобров прибежал на летное поле, когда самолет уже взлетал. Перед взлетом Бочарников долго ожидал Боброва, не дождался, и выслал на его поиски админа Н.А. Кольчугина с приказом хоть какой ценой разыскать его и высадить в поезд. Так будильник Боброва выручил жизнь к тому же админа команды.

Сезон 1949-1950 года команда ВВС окончила на 4-м месте, а потом три сезона попорядку была первой.

Юрий Чашин http://chash24.blogspot.com

История хоккея с шайбой более коротка и но не менее трагична, чем, скажем, история того же мирового футбола, в анналы которой кровавой строкой навеки вписана гибель в жутких авиационных катастрофах футбольных команд «Манчестер Юнайтед», итальянского «Торино», ташкентского «Пахтакора», кошмары стадионов «Айброкс Парк», «Эйзель» и «Хиллсборо», трагедии Лимы, Буэнос-Айреса и Катманду, унесшие сотни, тысячи человеческих жизней… Но беда никого не обходит стороной. Есть, к сожалению, свои трагические страницы и в нашей хоккейной летописи.

…5 января 1950 года при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибли 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 членов экипажа…

Хоккейная команда ВВС.

Зимой 1946 года стартовал первый чемпионат СССР по хоккею с шайбой. Команда ВВС, чей костяк составили спортсмены одного из московских военных училищ, сразу заявила о себе в полный голос. Ее первый тренер — молодой Анатолий Тарасов, чуть позже на этом посту его сменил Коротков. К осени 1949 года команда летчиков значительно окрепла, ее состав усилился за счет игроков московского и рижского «Динамо». Теперь любая осечка ВВС воспринималась ее покровителями весьма болезненно.

После того как Коротков вернулся в Академию имени Жуковского, хоккеистов ВВС возглавил Матвей Гольдин, известный в довоенное время игрок в русский хоккей, фанатик спорта. Однако он недолго продержался у руля команды. Гольдина освободили от тренерских обязанностей за несколько дней до вылета хоккеистов ВВС на матчи в Челябинск и Свердловск. Произошло это при следующих обстоятельствах. Летчики проиграли в принципиальном поединке с «Динамо». У победителей блистал Василий Трофимов, начинавший заниматься русским хоккеем в Болшевской трудкоммуне, где до войны работал тренером Гольдин. Когда после игры команды направлялись в раздевалку, Матвей Иосифович сказал Трофимову: «Что ж, поздравляю, Василек! Отлично сыграл». Гольдин не заметил, что позади шел безмерно расстроенный проигрышем один из покровителей команды ВВС. Услышав слова Гольдина, он пришел в ярость: «Ах, так! Ты наших врагов поздравляешь?!» В тот же день тренера сняли.

Не поехали на Урал и два ведущих игрока ВВС — Шувалов и Виноградов. Виктор Шувалов вырос в Челябинске, в первые послевоенные годы выступал за местный «Трактор», и его переезд в Москву уральские болельщики сочли предательством. Поэтому командующий лично распорядился Шувалова на Урал не брать, дабы, как он выразился, «не дразнить гусей». Что же касается Александра Виноградова, то его дисквалифицировали на две игры за нападение на вратаря. К тому же, на тренировке перед отъездом на Урал он получил легкую травму.

Виктор Шувалов

Александр Виноградов

И еще одно важное обстоятельство: команда ВВС должна была ехать на Урал поездом! Однако новый играющий тренер Борис Бочарников настоял на том, чтобы лететь самолетом. По профессии инженер, человек очень умный и образованный, Бочарников — одержимый спортсмен, честный и справедливый. Возглавив ВВС, он не желал терять ни одного тренировочного дня, а поезд на Урал в то время шел почти трое суток. В результате по настоянию тренера хоккейной команде выделили для чартерного рейса самолет Ли-2.


5 января 1950 года самолет с хоккеистами ВВС на борту поднялся в воздух с Центрального аэродрома Москвы и взял курс на Свердловск (ныне Екатеринбург).

Полет проходил нормально, но при заходе на посадку на аэродром «Кольцово» произошла трагедия.
Как рассказывали авиаторы, метеоусловия в районе аэродрома были крайне неблагоприятными — сильная метель с резкими порывами ветра. Командир Ли-2 майор Зотов сделал два захода на посадку, но это не спасло — самолет врезался в землю, экипаж и пассажиры погибли.

Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа.

По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли и все самолеты направлялись на аэродром «Кольцово». Но и здесь погода была на пределе метеоминимума. Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои» пассажирские самолеты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим бортам, его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны. Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, да и экипаж занервничал. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолета создавало определенные проблемы в пилотировании.

В нескольких километрах от аэродрома «Кольцово» находилась другая, плохо оборудованная полоса аэродрома «Арамиль», имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома «Кольцово», и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2. Майор Зотов, опытный летчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушел на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.

На месте катастрофы нашли искореженную груду металла, а также несколько пар хоккейных коньков с чудовищно изогнутыми лезвиями. По сломанному пополам серебряному рублю 20-х годов опознали врача команды Гальперина. Он всегда носил с собой этот талисман, который, увы, не спас его от смерти. В одном из кусков самолетной обшивки сохранилась колода игральных карт: Борис Бочарников — завзятый преферансист.

Вместе с Бочарниковым погибли несколько великолепных хоккеистов. Их имена сохранились не только на обелиске, установленном близ Свердловского аэродрома «Кольцово», но также в истории отечественного хоккея.
Иван Новиков, очень быстрый, напористый и техничный крайний нападающий. Чех Зденек Зикмунд — честный, открытый парень, которого особенно любили в команде. Младший брат Анатолия Тарасова Юрий, участник войны, которого в спортивном мире нарекли Багратионом за портретное сходство со знаменитым полководцем. Два рижанина: вратарь сборной команды СССР Харий Меллупс и защитник Роберт Шульманис, который еще в буржуазной Латвии выступал за знаменитую команду «Все звезды Балтики», — элегантный игрок, обладавший сильнейшим броском.

Юрий Жибуртович уже имел звание капитана и учился на третьем курсе военно-воздушной академии имени Жуковского. В свои 29 лет он говорил, что играет последний сезон. Жил Юрий в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома. Жибуртович опаздывал на этот злополучный рейс — такое, впрочем, с ним случалось часто, его даже звали «копушником». Чтобы успеть на самолет, хоккеист изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз, хотя и взмыленный, прибыл вовремя.

Погибли в авиакатастрофе также второй вратарь ВВС Виктор Исаев, нападающий Александр Моисеев, врач команды Гальперин и массажист Галкин.
Вместе с командой собирался лететь и знаменитый Всеволод Бобров, но его не оказалось в самолете. Как и почему — этот вопрос долгое время вызывал споры, пока — совершенно случайно — все окончательно не прояснилось.
До того широкое распространение получила версия, что Бобров опоздал к самолету из-за банального застолья. Независимо друг от друга некоторые деятели литературы, артисты, военные, работники торговли и общепита клялись и божились, что Боброва спасли именно они. Мол, засиделись с Севкой в ресторане, а когда спохватились, самолет уже улетел. Рассказы были похожи один на другой, менялись только названия ресторанов.

Очень многие, даже в спортивном мире, утверждали, что Бобров все же примчался на аэродром, но через пять минут после того как самолет ушел в небо. Анатолий Владимирович Тарасов вспоминал поведанную кем-то историю, что Бобров якобы даже бежал за катившим по бетонке самолетом. «Если бы его увидели из иллюминаторов, то, конечно, прекратили бы рулежку», — считает Тарасов.

Андрей Васильевич Старовойтов, в прошлом игрок хоккейной команды ЦДКА, а затем один из лучших советских хоккейных арбитров, рассказывает, что Бобров все-таки явился на аэродром вовремя. Но до матчей на Урале оставалось еще несколько дней, поэтому Всеволод спросил у Бочарникова: «Зачем мы так рано летим?» Бочарников ответил: «Будем там тренироваться». Бобров лишь пожал плечами: «Кто не умеет играть, тот пусть тренируется, а я поеду поездом». И ушел. Правда, рассказывая об этом эпизоде, Старовойтов добавлял, что сам он на аэродроме не был и говорит с чужих слов.

Гораздо более правдоподобно выглядит версия Виктора Шувалова и Александра Виноградова. Дело в том, что как раз в это время Бобров переходил из команды ЦДКА в команду ВВС — он еще не сыграл за «летчиков» ни одного матча. И поэтому, как утверждает Шувалов, Всеволод вообще не намеревался 5 января лететь на Урал, потому что не успел сдать администратору армейской команды свое хоккейное снаряжение. Ему предстояло рассчитаться со старым клубом, а вечером выехать в Свердловск на поезде. Виноградов добавляет, что Всеволод еще не оформил документы на переход в ВВС. Поскольку до матчей на Урале оставалось время, Бобров собирался уладить все административно-хозяйственные дела, связанные с переходом в новый клуб.

И, тем не менее, даже Шувалов и Виноградов не правы: Бобров все-таки должен был лететь в разбившемся самолете.
Но когда существует уже несколько версий, где гарантия, что еще одна — единственно верная? Такая гарантия существует: все, что произошло с ним в день 5 января 1950 года, однажды рассказал сам Всеволод Бобров. В 1953 году он решил написать книгу мемуаров, — увы, его хватило лишь на двенадцать страниц. Но свою рукопись Всеволод Михайлович начал именно с описания того, как чудом избежал авиационной катастрофы, в которой разбилась команда ВВС.

Всеволод Бобров с Чемпионским кубком в составе команды ВВС

Об этих двенадцати страничках, написанных Бобровым, забыли все, в том числе он сам. Но, как ни парадоксально, все они сохранились! Спустя три десятилетия появилась возможность узнать, что произошло с Всеволодом Бобровым 5 января 1950 года, из текста, написанного самим спортсменом, а это документ неоспоримый. Впрочем, сначала нелишне с помощью конкретных фактов опровергнуть расхожие версии, известные ранее. Что касается ресторанных застолий, которые якобы спасли жизнь Боброву, то здесь вопрос ясен: самолет улетел из Москвы в 6 часов утра, и никаких опозданий, связанных с дружескими обедами или ужинами, просто быть не могло. Не подтверждается и версия, что Бобров не успел оформить свой переход в команду ВВС: этот переход состоялся еще до Нового года. Всеволод уже имел право выступать за команду ВВС, а значит, ему предстояло лететь в ее составе на Урал.
Но что же произошло на самом деле? Всеволод Михайлович в набросках мемуаров, названных «Капитан олимпийских команд», свидетельствует:

«То, о чем я сейчас собираюсь рассказать, для меня настолько странно и необычно, а события настолько тягостны, что, когда я об этом вспоминаю, то, что произошло много лет назад, стоит перед моими глазами настолько отчетливо и живо, будто это было несколько дней назад. Перед самым Новым годом подписан приказ о моем переводе в ВВС МВО. Новый коллектив, новые товарищи, среди которых много выдающихся хоккеистов, — все это интересно, но с особенным интересом я ждал первых игр в новом коллективе. Через несколько дней после Нового года я вместе со своей командой должен вылететь на Урал, в Свердловск и Челябинск: там предстояли очередные игры на первенство СССР по хоккею.
Вылет назначен на 6 часов утра. Как сейчас помню, придя домой, я завел будильник, поставив его на 4 часа утра. И еще, кроме того, сказал своему младшему брату Борису, чтобы он, услышав звон будильника, разбудил меня. Но, проснувшись в 7-м часу утра, я увидел, что будильник остановился еще ночью, а братишка сладко спит. Проспал! А ребята, наверное, улетели. Что же теперь делать? И как бы в ответ на это кто-то отчаянно стал звонить в квартиру. Это был администратор хоккейной команды Н.А. Кольчугин.
Михалыч, спишь?
Проспал, Николай Александрович. Как теперь быть-то?
— Ну что ж делать? Поедем вечером поездом. Ты уж будь дома, а я побегу за билетами! С вокзала позвоню тебе.
«Да-а-а, — подумал я, — нехорошо получилось, и с будильником что-то стряслось».

Борис Михайлович Бобров, много лет проработавший в Министерстве внешней торговли СССР, добавляет к этому описанию следующее: «Всеволод пришел домой примерно в десять часов вечера и около одиннадцати мы улеглись. Наши кровати стояли рядом, а в головах — тумбочка с будильником. Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я, хорошо помню, когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху — на всякий случай, по привычке. Все в порядке! Почему он остановился ночью и не зазвонил — одному Богу известно!»
Непрозвонивший будильник спас жизнь и Кольчугину. Он уже сидел в самолете, когда ему приказали передать чековые книжки, подотчетные деньги, а также другие командировочные документы Бочарникову и отправиться на поиски Боброва, причем, разыскать его любой ценой. Задерживать вылет не стали: погода неустойчивая, аэродром может закрыться.

Вечером того же дня Бобров и Кольчугин благополучно сели в поезд и выехали в Челябинск.
Когда поезд стоял в Куйбышеве, по вокзальному радио объявили: «Майора Боброва просят немедленно зайти в военную комендатуру». Там, в комендатуре, Всеволоду и сообщили о гибели команды ВВС в авиационной катастрофе.
Хоронили погибших торжественно, с подобающими воинскими почестями и салютом. Над братской могилой воздвигли обелиск. Каждый раз, когда Всеволод Бобров приезжал в Свердловск, он первым делом отправлялся на кладбище около Кольцовского аэропорта, умудряясь даже в зимнюю стужу доставать где-то живые цветы.

О катастрофе и погибших хоккеистах ни в печати, ни по радио не сообщалось. Оно и понятно: трагедия произошла через две с половиной недели после 70-летия Сталина. Его сын Василий, командующий ВВС МВО, первым в отечественном спорте завел традицию устраивать для подопечных футболистов и хоккеистов чартерные рейсы. Опасаясь реакции отца и возможного расследования причин катастрофы, которое могло выявить факт использования машины из авиаполка особого назначения, неоднократно выполнявшей правительственные задания и совершенно не предназначенной для перевозки любимой команды генерала авиации, Василий Сталин решил буквально за сутки сколотить новую команду ВВС. В газетах стали упоминать фамилии лишь трех игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом. Как и прежде, упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя или инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего Павел, будущий чемпион мира и Европы. Сталин, никогда не вмешивавшийся в дела Василия, об этой катастрофе так никогда и не узнал.

Василий Сталин

Между тем первенство СССР по хоккею с шайбой продолжалось, и матчи ВВС на Урале должны были состояться. В команду ВВС вернулись Арик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и некоторых новичков. Вместе с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск, где предстояло провести первую игру.

Она была незабываемой. В Челябинске знали о катастрофе. Переполненные трибуны горячо болели не за хозяев поля, а за гостей — за команду ВВС. Все понимали, что «летчики» играют не только за себя, но и за погибших товарищей. Всеволод Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС победила со счетом 8:3.
Среди московских болельщиков ходили самые невероятные слухи о том, что произошло в Свердловске. Естественно, все с колоссальным нетерпением ждали первой игры команды ВВС на стадионе «Динамо».

И вот этот первый матч на «Динамо» состоялся. Но, как ни странно, он не только не принес болельщикам полной ясности, а, наоборот, лишь подогрел споры. Дело в том, что рядом с Бобровым, Шуваловым и Виноградовым играл теперь брат Юрия Жибуртовича — Павел Жибуртович. А кроме того, в команду временно пригласили хоккеиста Анатолия Моисеева по прозвищу Блоха. Поскольку диктор, объявляя составы команд, называл только фамилии — без имен, а половина фамилий оказались болельщикам знакомыми по привычному составу ВВС, то многие в тот день решили, что катастрофа в Свердловске всего лишь слухи.

Но, когда объявили, что новым играющим тренером команды ВВС назначен Всеволод Бобров, все прояснилось окончательно.

Тот сезон «летчики» доигрывали всего лишь двумя пятерками хоккеистов, и команде Всеволода Боброва не хватило всего лишь одного очка, чтобы стать бронзовым призером чемпионата. Зато потом… Преображенная, заново родившаяся команда ВВС во главе с Бобровым, капитаном и играющим тренером, показывала искрометный хоккей, тактически остроумный, уже тогда выявивший тренерский талант Боброва. Три сезона подряд — с 1951 по 1953-й — «летчики» завершали чемпионат страны на первом месте. Слава Боброва, его команды, тройки Бабич — Шувалов — Бобров гремела необычайно…


Эта трагедия случилась в 1950-м году. 5 января при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибло 13 человек (хоккеисты, врач, массажист) из команды ВВС - Иван Новиков, Евгений Воронин, Василий Володин, Зденек Зигмунд, Юрий Тарасов, Гарри Мелупс, Роберт Шульманис, Юрий Жибуртович, Виктор Исаев, Александр Моисеев, Гальперин, Галкин, Борис Бочарников.
Погибли также 6 членов экипажа (командир майор Зотов). «Хозяином» разбившейся команды был командующий ВВС Московского округа генерал-лейтенант, всемогущий Василий Сталин. Василий страстно и деспотично любил спорт. Он учредил команды «летчиков» практически во всех игровых видах спорта и требовал от игроков только побед. Если бы не это, доходящее до абсурда, сталинское желание побеждать, команда не погибла бы, она поехала бы на выезд в Челябинск, как обычно в те времена, поездом. Перед новой, толком не обкатанной, командой стояла сложнейшая задача – стать чемпионом СССР, поэтому новый играющий тренер, великолепный защитник тех времен Борис Бочарников хотел потренироваться несколько лишних дней в Челябинске (а не трястись это время в поезде) и попросил у «шефа» самолет. Летать самолетом на соревнования в те годы было запрещено - слишком дорого, но кто мог запретить Василию Сталину, он самолет дал. Самолет вылетел ранним утром в плохую для полетов погоду, которая около Урала стала нелетной, диспетчер приказал лететь на Свердловск, но и здесь оказалась плохая видимость да еще и метель. Самолет шесть раз заходил на посадку, но в итоге Ли-2 рухнул на землю.
Василий, боясь гнева отца, решил трагедию скрыть. Сталин с сыном был строг, и за гибель самолета из авиаполка особого назначения, по головке бы точно не погладил. Практически за сутки Василию удалось собрать новую команду, причем, некоторые хоккеисты были с фамилиями погибших игроков. Игра состоялась! Великий вождь об этой катастрофе так никогда и не узнал. Газеты в комментариях об игре упоминали фамилии лишь трёх игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом - это Всеволод Бобров (он опоздал), Александр Виноградов (был дисквалифицирован за драку в предыдущем туре), Виктор Шувалов (только что перешел в ВВС из Челябинска и поэтому не хотели травмировать челябинских болельщиков). Виктора Шувалова сначала тоже посчитали погибшим. Как и прежде, вышел играть Жибуртович, но при этом не указывались его имя и инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего, Павел. Вместо нападающего Александра Моисеева стал играть его однофамилец Анатолий Моисеев. В команду ВВС в течение суток вернулись, ранее из нее ушедшие, Эрик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и некоторых новичков. Вместе с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск(Бобров выехал раньше).

Игра была незабываемой. В Челябинске ходили слухи о катастрофе. Переполненные трибуны горячо болели не за хозяев поля, а за гостей – команду ВВС. Все понимали, что летчики играют не только за себя, но и за погибших товарищей. Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС победила со счетом 8:3.
Наш знаменитый хоккеист Всеволод Бобров, за несколько дней до трагедии перешедший в команду ВВС, не погиб чудом.Версии, что он загулял в ресторане или, что самовольно поехал поездом, т.к. боялся летать, не соответствуют действительности. Боброва спас его Ангел Хранитель. Иначе не объяснить, почему не захотел звонить надежный и проверенный будильник. Бобров прибежал на летное поле, когда самолет уже взлетал. Перед взлетом Бочарников долго ждал Боброва, не дождался, и отправил на его поиски администратора Н.А. Кольчугина с приказом любой ценой разыскать его и посадить в поезд. Так будильник Боброва спас жизнь еще и администратора команды.
Сезон 1949-1950 года команда ВВС закончила на 4-м месте, а затем три сезона подряд была первой.
Юрий Чашин

7 января 1950 года при заходе на посадку в свердловском аэропорту Кольцово разбился самолет «Си-47», известный как «Дуглас», пассажирами которого были 11 хоккеистов ВВС МВО, их врач и массажист. Но только сейчас нам стала известна точная причина трагедии.

Лишь спустя 19 (!) лет автор этих строк, приложив немало настойчивости, убедил Главлит дать разрешение на публикацию самой первой в стране информации о трагедии в Кольцове. В результате на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей», тогда воскресного приложения к газете «Советский спорт», в номере от 26 января 1969 года появилась корреспонденция, в которой впервые сообщалось, что 7 января 1950 года разбилась команда ВВС, поименно назывались погибшие хоккеисты и сопровождавшие их врач и массажист. А вот экипаж погибшей машины не был представлен, в то время я еще не знал имен летчиков.

Молчание как норма жизни

Полное молчание в связи с авиакатастрофой под Свердловском не было случайным. На протяжении десятилетий цензурой запрещалось сообщать о землетрясениях в нашей стране или крушениях поездов, о разбившихся самолетах. Даже о Чернобыле (уже при Горбачеве) мы узнали позже, чем весь мир. А что говорить о 1950 годе? По радио, с киноэкранов, из книг звучало, что советская авиация — лучшая в мире, а тут погибает краснозвездный самолет (экипаж составляли военные летчики), правда, иностранного производства. К тому же катастрофа произошла спустя две с половиной недели после широко отмечавшегося 70-летия Сталина.

Позднее мне довелось о гибели самолета с командой ВВС на борту рассказать на страницах выпускавшегося прежде еженедельника «Спортивная Москва» и журнала «Спортивная жизнь России». Неоднократно к этой теме обращался «Советский спорт», ставший единственной газетой, которая в прошлом году вспомнила об утрате, постигшей отечественный хоккей, в день 50-летия гибели команды ВВС.

Публикации вызвали отклики. Однажды мне позвонила Евдокия Илларионовна Зотова, жена командира воздушного корабля. Она рассказала, что 38-летний майор Иван Зотов был участником двух войн — финской и Великой Отечественной, его наградили двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». Осталась у него дочь. Но главное, что мне сообщила вдова, — имена членов экипажа. Помимо Зотова это второй летчик В.Тараненко, штурман капитан А.Пономарев, борт-механик капитан М.Фомичев, радист лейтенант М.Демченко и механик старший сержант Д.Лукьянов. Потом эти имена обнародовал «Советский спорт», присовокупив их к печальному списку команды ВВС: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.

Отклики поступали разные. Та же Зотова считала, что в гибели самолета повинен в первую очередь сын вождя Василий Сталин, которого она назвала самодуром. Зная, что лететь из Казани на Урал (сначала был взят курс на Челябинск) нельзя по погодным условиям, он тем не менее дал команду на взлет, и ее муж как военный человек не мог ослушаться генерала.

Роковая инициатива Бочарникова

Все это так. Василий Сталин действительно разрешил продолжать полет, несмотря на непогоду, но он это сделал по настоятельной просьбе Бочарникова, который, едва «Дуглас» приземлился в Казани, побежал звонить Хозяину, как спортсмены ВВС называли командующего авиацией Московского военного округа. Зачем позвонил в Москву? Хоккеисты знали, что по метеоусловиям Урал закрыт, а потому им придется неизвестно сколько времени «ждать погоду». По-человечески нетрудно понять защитника Бочарникова, перед самым полетом назначенного генералом Сталиным играющим тренером. Хоккеистам не хотелось томиться в казанском аэропорту, они желали побыстрее прибыть к месту назначения. Тем более что по воздуху от Казани до Челябинска, как говорится, рукой подать. Никто никогда не узнает, зачем Бочарникову понадобилось добираться до Челябинска на самолете. Команда ВВС не опоздала бы на матч, воспользуйся она железной дорогой.

Зотова винила в гибели самолета и Всеволода Боброва, которого хоккеисты тщетно ждали перед отлетом из Москвы целых два часа. Мол, не будь этой задержки с вылетом, глядишь, прямиком бы пошли на Челябинск, небо над Уралом было еще чистым. Но история не терпит сослагательного наклонения…

К сожалению, до последнего времени не удавалось узнать точную причину гибели «Си-47». Жена командира разбившегося воздушного корабля считала, со слов сослуживцев мужа, что «Дуглас» рухнул из-за потери центровки. Зотов не смог выравнять самолет якобы на высоте 200 метров. Но почему? Что случилось у летчика из полка правительственной связи? Говорили, что, по всей вероятности, на борту началась паника, по какой-то причине пассажиры, видимо, бросились в хвост машины. Из-за этого могла произойти потеря центровки…

Заслуженный юрист России, полковник в отставке Андрей Сухомлинов, автор книги «Эдуард Стрельцов. Трагедия великого футболиста», недавно выпустил еще одну книгу — »Василий — сын вождя», немало поработав во всевозможных архивах, использовав не публиковавшиеся прежде документы и фотографии (по его просьбе мною написана одна из глав в этой книге). Благодаря помощи Сухомлинова теперь можно поставить точку в истории с гибелью хоккейной команды ВВС и тем самым завершить поиск, продолжавшийся более трех десятилетий, — причина катастрофы известна!

Смертельная халатность

Оказывается, расследование катастрофы под Свердловском проводилось сразу же после случившегося. Был составлен подробный акт, но его надежно упрятали (теперь он хранится в Центральном архиве Министерства обороны). А упрятали по причине секретности, которой, как я уже заметил, в стране окутывали сообщения о катастрофах, землетрясениях, стихийных бедствиях.

НОРП — неудовлетворительная организация руководства полетами — вот что 7 января 1950 года привело к гибели 19 человек, в том числе 11 хоккеистов, многие из которых по праву считались сильнейшими в стране.

Рядом с аэропортом Кольцово под Свердловском находится другой аэродром — Арамиль. Из-за халатности наземных служб в тот день приводные радиостанции на обоих аэродромах работали на одних и тех же частотах. Пономарев, штурман зотовского «Дугласа», попал на частоты радиостанций Арамиля, а самолет садился в Кольцове. Зотов направлял самолет по курсу и глиссаде, которые ему давал Арамиль, и шел по командам радиостанций этого аэропорта. В авиации это называется «золотая стрелка».

Ветераны ВВС СССР, самые знаменитые асы, пояснили нам с Сухомлиновым, что если четко выполняешь указания с Земли, то приземляешься как положено. Даже при нулевой видимости. Но если строишь маршрут для захода на посадку по частотам одной радиостанции, а садишься на другой аэродром, то произойдет катастрофа, как с самолетом Зотова: с 30 метров он рухнул на землю за пределами аэродрома, потеряв пространственную ориентировку.

Все это отражено в акте расследования. Никакой вины генерала Сталина в гибели команды ВВС нет.

Александр Тихонов: Родченков? Кто назначил человека, выпущенного из дурдома, на такую должность? Четырехкратный олимпийский чемпион прокомментировал информацию от экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. 11.06.2019 21:30 Биатлон Волохов Юрий

Где спрятан ключ к результатам Логинова, и в чем наши слабее Пидручного Юрий Цыбанев – о непознаваемом настоящем и непредсказуемом будущем российского биатлона. 25.03.2019 12:30 Биатлон Цыбанев Юрий

Туктамышева и Щербакова будут кататься ночью в казино. Анонс турниров уик-энда Сегодня в 11 часов вечера по московскому времени стартует серия Гран-при. Место для первого этапа выбрано оригинальней некуда – это Лас-Вегас! 18.10.2019 08:00 Фигурное катание Тигай Лев

Сергей Шахрай: Судьи не правы – Павлюченко и Ходыкин катались лучше китайцев Серебряный призер Олимпиады, чемпион мира и Европы Сергей Шахрай специально для «Советского спорта» подвел итоги короткой программы на первом этапе Гран-при по фигурному катанию в Лас-Вегасе. 19.10.2019 14:18 Фигурное катание Волохов Юрий